Иконостас в православном храме. Его значение


С каждым годом в нашем обществе интерес к религии все более растет. Переосмыслив прошлое и ощущая необходимость сострадания, милосердия, любви ближнего, многие наши сограждане «открыли» для себя дорогу в храм. В Православном храме у верующих есть возможность собраться для совершения совместной молитвы, сила которой известна всем. Он является лечебницей исцеления души человека. Стать ближе к Господу, полностью погрузиться в необыкновенную атмосферу храма помогает его внешнее и внутреннее убранство. Неотъемлемой и самой запоминающейся частью является величественный иконостас с рядами икон.

Что он собой представляет?

Входя в храм, каждый христианин не может не испытывать некоего возвышенного чувства – благоговения. Все его устройство способствует созданию атмосферы умиротворения. Этому благоприятствуют иконы, коих там всегда много. Они находятся вдоль стен и столбов, в киотах и без них. Киот является неким створчатым шкафчиком или застекленной полкой, куда помещают иконы.

Но больше всего их в иконостасе («месте, где стоят иконы»). Он может иметь от одного ряда (в маленьких церквях) до пяти (в больших храмах) и является своеобразной преградой, которая разделяет алтарь и остальную часть данного строения. Традиция возведения такой перегородки идет еще со времен зарождения христианства, но привычный для нас вид она приобрела на Руси к пятнадцатому веку.

Какими бывают иконостасы?

Все они разные, не повторяющие друг друга. Количество и размер икон, входящих туда, стилистика и техника исполнения – никогда не копируются. Но существует строгая закономерность размещения отдельных элементов иконостаса, которые регламентированы каноном. Поэтому их изготовлением занимаются специалисты, имеющие необходимые знания, умения и талант.

    Материал, из которого будет сделана та или иная «алтарная перегородка» зависит от ее стиля, а также от соответствия стилистике всего храма. Иконостасы бывают:

  • деревянными резными (сейчас наиболее распространены);
  • золочеными (в настоящее время используют, в основном, для реставрации церквей девятнадцатого века);
  • барочными (деревянные, покрытые позолотой).
    В свою очередь, первые из них подразделяются также на три разновидности и могут быть:

  • каркасными (для высоких иконостасов с несколькими ярусами);
  • тябловыми (для одноярусных);
  • стилизованными под тябловые (тябло является брусом или специальной полкой, на которые устанавливаются иконы).

Изготовить иконостас не просто. Есть специальные мастерские, в которых занимаются их написанием, оформлением, а также всем комплексом проектных и архитектурных работ. В них трудятся не только талантливые иконописцы, но и иные высококлассные специалисты, обладающие опытом работы с разными иконостасами. К каждому из них относятся с огромной ответственностью. Ведь только выполняя все правила оформления интерьера храма, можно добиться волшебной и благодатной атмосферы в нем.

Похожие записи