Тайна космической кляксы раскрыта

Тайна космической кляксы раскрыта

Иногда великие и загадочные открытия могут совершать самые обыкновенные люди. Так случилось со школьной учительницей из Нидерландов Ханни ван Аркел в 2007 году. Наблюдая в телескоп за небом Ханни ван Аркел обнаружила рядом со спиральной галактикой IC 2497 в созвездии Малого Льва неизвестный объект. После того, как снимки с телескопа были изучены, из-за внешнего вида и ярко-зеленого цвета, объект в просторечии окрестили «кляксой». В официальные же каталоги он был внесен под именем первооткрывательницы — Hanny’s Voorwerp (объект Ханни).

До сегодняшних дней никто не мог объяснить достаточно убедительно, что могло вызвать такую резкую и короткую вспышку.  Ближе всех подошли к разгадке тайны ученые из Объединенного института радиоинтерферометрии со сверхдлинными базами в Европе под руководством Хайдена Рампадарата. По их мнению в центре галактики IC 2497 находится сверхмассивная черная дыра, скрытая от Земли облаком пыли и газа. Это активное галактическое ядро выбрасывает релятивистскую струю плазмы, джет, в направлении «объекта Ханни» и ионизирует газ, «подсвечивая» его.

Коллеги по научному миру поддерживают выдвинутую теорию, и отмечают, что для нашей вселенной подобная «подсветка» достаточно редкое явление, когда совпадает два основных фактора: струи плазмы от активных галактических ядер точно попадают в облако космического газа, расположенного в строго заданной системе координат по отношению к активным ядрам.

Феномен Hanny’s Voorwerp изучается так же и со станции космического телескопа «Хаббл». Результатами исследований ученым еще предстоит поделиться.