|

Эстония: «война на рельсах»

власти Эстонии закупили новые дизельные поезда
власти Эстонии закупили новые дизельные поезда

Осенью 2013 года эстонские власти приобрели несколько новых дизельных поездов повышенной комфортности. Современные двигатели, удобные кабины для машинистов, в вагонах – мягкие полки и кондиционеры. В общем, все так, как и должен выглядеть поезд, призванный предоставить своим пассажирам комфорт по стандартам XXI века.

В приобретении нового подвижного состава не было бы ничего странного и занимательного, если бы не одно «но». В это же время правительство Эстонии заявило об одностороннем расторжении контракта на перевозку пассажиров с частным оператором Edelaraudtee, который занимался этим в масштабах страны, начиная с 2009 года. На смену частнику пришла государственная корпорация Elron, получившая весь подвижный состав для перевозки пассажиров.
Возможно, никто бы не заметил смены оператора, если бы государственная компания могла бы работать также эффективно, как частная Edelaraudtee.

Однако чуда не произошло, а 1 января 2014 года тысячи пассажиров эстонских поездов опоздали на службу, либо вообще не смогли воспользоваться услугами железной дороги. Как утверждает новый оператор, он «не справляется с потоком пассажиров». При этом количество людей, которые пользуются услугами эстонской железной дороги, с октября 2013 до января 2014 года не увеличилось в разы, что очевидно для любого наблюдателя. Любому наблюдателю также очевидно и то, что когда государство пытается вмешаться в деятельность частного бизнеса, а то и ввести государственное регулирование в целой отрасли, конечные потребители услуг ничего хорошего от подобных попыток не получат. Государство давно разучилось быть эффективным управленцем, ярким свидетельством тому является история с компаниями Эстонии, которые заняты в сфере железнодорожных перевозок. При этом Edelaraudtee сдаваться тоже не намерена, а в настоящее время обратилась с иском в суд о признании незаконными действий власти по одностороннему расторжению договора.

Все эти разбирательства происходят на фоне увеличивающегося потока туристов в Эстонию из сопредельных стран, в первую очередь из России. Большинство туристов добирается в страну автобусами, а если бы железные дороги функционировали нормально, то страна имела бы все шансы на увеличение прибыли.

Похожие записи