| |

Настя Ходорковская получила за отца литературную премию журнала «Знамя»

Сегодня в заполненном до отказа Овальном зале Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы журнал «Знамя» чествовал своих лучших авторов. Литературные премии за 2009 год, в частности, получили Андрей Гришаев и Александр Кабаков, Владимир Тучков и Олег Павлов. Под занавес церемонии директор библиотеки иностранной литературы Екатерина Гениева позвала к микрофону дочь Михаила Ходорковского Анастасию, адвоката Елену Лукьянову и писательницу Людмилу Улицкую – вручаемая уже 18 лет премия «Глобус» (совместное детище журнала «Знамя» и библиотеки) на этот раз досталась Михаилу Ходорковскому и Людмиле Улицкой, их «Диалоги» журнал «Знамя» опубликовал в №10 за 2009 год. «Мы считаем диалог самым универсальным средством сближения людей через преодоление предубежденности, предрассудка и незнания», — сказала Екатерина Гениева перед вручением премии.

Первой выступала НАСТЯ ХОДОРКОВСКАЯ:

Настя Ходорковская
Настя Ходорковская (© REUTERS/Денис Синяков)

Здравствуйте, мне очень жаль, что мой папа не может здесь присутствовать и получить эту премию. Тем не менее, я его представляю, и для меня большая честь представлять этого очень важного человека в моей жизни. Когда я встречаюсь с ним за двойным стеклом с решеткой, это, наверное, одни из самых грустных, но долгожданных моментов в моей недолгой еще жизни. Мы ждем его. Я жду треть своей жизни, мои братья ждут его чуть больше половины. Мы очень надеемся, что скоро он вернется, и наша семья будет снова вместе, и он снова сможет помогать, продолжать деятельность. Папа просил передать, чтобы вы не теряли надежды, чтобы сохраняли веру в справедливость и в хорошее в людях. Мы с семьей решили передать премию детям, воспитывающимся в Лицее в Коралово. Спасибо.

Затем адвокат Елена Лукьянова зачитала обращение МИХАИЛА ХОДОРКОВСКОГО:

Уважаемые дамы и господа,
Благодарю Вас за столь неожиданный подарок. Рассматриваю эту премию, как символ моральной поддержки со стороны журнала, его читателей и глубокоуважаемого мастера — Людмилы Улицкой.

Поддержки всем людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации вне зависимости от их политических взглядов.

Поддержки, которая традиционна для всех поколений российской интеллигенции.

Скажу откровенно: я — не сторонник возвеличения толпы. Я не считаю, что голосование на выборах равно демократии. В конце концов, и за жестких диктаторов голосовали многие.

Народом, обществом толпу делает ответственная элита. И она же, в случае неудачи, несет ответственность за тоталитаризм.

Непростая роль, тяжкая ноша, требующая и ума, и знаний, и патриотизма, и, наконец, — обычного мужества.

Иное — не элита, а всплывшая на поверхность, разъевшаяся дрянь.

Верю, что пассионарность России не исчерпана, но вера в то, что «мы можем», не снимает ответственности, выражаемой словами «я должен». Во всяком случае, я с себя такой ответственности не снимаю.

И еще раз благодарю за поддержку.

С глубоким уважением,
Михаил Ходорковский

Свою половинку премии ЛЮДМИЛА УЛИЦКАЯ тоже передала в Коралово. Ее лауреатская речь венчала официальную часть церемонии:

Это очень хорошо, что это получилось. Это было трудно и совершенно непредсказуемо. Дело в том, что я испытывала большое уважение и сочувствие к моему соавтору, мы никогда с ним не были лично знакомы, никогда не сидели за одним столом, но я очень надеюсь, что когда-нибудь этот момент настанет, и мы посидим за чаем и договорим то, о чем мы не поговорили в этом диалоге. Мы совсем не являемся единомышленниками, у нас очень разное представление о многих-многих важных вещах, но разговор получился безумно интересный. Я думаю, он был для него интересен тоже, а для меня очень. Потому что это момент, когда можно остановиться, подумать и сформулировать вещи, которые мы не всегда считаем нужным формулировать. Ну так живем…ощущения какие-то есть, а остановиться и все очень жестко для себя определить как-то не всегда получается. Разговор наш в рамках этого диалога закончен, при этом у меня есть ощущение, что он продолжается, что у него очень большие внутренние возможности, что мы о многом не поговорили, и это будет чуть-чуть исправлено тем, что в ближайшее время выйдет книжка, в которой будут все три «Диалога» Ходорковского с писателями: с Акуниным, со Стругацким и со мной. И кроме того, будет та публицистика, которую он постоянно производит, потому что это редчайший случай, когда человек невероятно вырос, расширил свой кругозор, очень сильно поменялся и продолжает меняться в таких нечеловеческих достаточно условиях.

Настя Ходорковская получила за отца литературную премию журнала «Знамя»
Настя Ходорковская получила за отца литературную премию журнала «Знамя»

У меня вызывает радость, что есть не одно общественное мнение. Есть как минимум их два. И то, что сегодня происходит, это как раз говорит о том, что вот еще есть одно общественное мнение людей, которые ждут выхода Ходорковского, которые ждут, что что-то изменится в сегодняшней ситуации нашей страны, и восторжествует даже не справедливость (я об этом не говорю), а здравый смысл. Потому что то, что происходит сейчас, оно вопреки прежде всего здравому смыслу.

Когда мне было лет 11-12, в 54 году мой дед возвращался из ссылки. В первый раз его посадили в 33 году и так он с маленьким перерывом досидел до 54 года, и потом довольно быстро умер. Так в ссылке он и умер, потому что он ехал из Воркуты в Калинин, поближе его перевели…И это была моя с ним единственная встреча. Поэтому тот опыт жути, который очень многим из нас знаком лично, знаком биографически, он не имеет права повториться, его достаточно было в нашей стране. И поэтому я думаю, что все-таки не будет такого надрыва и такой муки, и мне очень хочется верить, что мы будем сидеть за столом, будем пить чай, а Михаил Борисович, я надеюсь, еще очень-очень много сделает. То, что он сделал очень много, я знаю, потому что я какие-то годы ездила по русской провинции (Ходорковского уже на свободе не было, он сидел), и я все время сталкивалась со следами его огромной благотворительной деятельности. Он делал то, что на самом деле должно было делать государство.

И хотя бизнес-сообщество вело себя ужасно по отношению к Ходорковскому, все очень испугались, ни один человек его ранга рта не открыл, но тем не менее, очень многие сейчас стали как-то просыпаться. Слова свои не произносят громко вслух, но, тем не менее, начинают делать то, что делал Ходорковский, и это замечательно. Может быть, хотя бы таким способом по чуть-чуть будет меняться наша не очень радостная действительность. Всего доброго, спасибо.

ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева

Людмила Улицкая, Михаил Ходорковский «Диалоги»

Похожие записи