|

Ян Пирсон: «Ближе к 2020 году мы будем жить в мире Star Trek». Часть 5

Будущее

Часть 1, 2, 3 и 4

Анекдоты о «британских ученых», постоянно открывающих что-то бесполезное, возможно, обязаны своим рождением именно этому английскому футурологу. Впрочем, сам Ян Пирсон, изобретатель текстовых сообщений, в течение 17-ти лет работавший в должности штатного Нострадамуса British Telecom, а теперь возглавляющий собственный футурологический институт Futurizon, с такой интерпретацией не согласен: «Предсказывать будущее может каждый. Но только мои прогнозы сбываются в 85% случаев в 10-летней перспективе». О том, что ждет телекоммуникационное сообщество и общество в целом в будущие 10 лет и за их горизонтом, самый известный британский футуролог рассказал в своем первом интервью российским СМИ специально для «Сотовика».

Ян Пирсон о развитии рынка технологий: «Настоящие прорывы происходят в гаражах или пабах, когда пара парней обсуждает новую идею за выпивкой»

— Что вы думаете по поводу технологических перспектив отдельных стран, например России?

— Я стараюсь не лезть в политику и сосредоточиваюсь на технологиях, несмотря на то, в каких именно странах они развиваются. Разные вещи могут изобретаться в разных местах. И я не концентрируюсь на глобальном рынке технологий, а вместо этого думаю о том, что технологии могут сделать для общества. Признаюсь, не особо слежу за тем, как технологическое развитие влияет на ту или другую страну.

— Где все-таки ожидать прорыва? В био? В нано? В телекоме? Какая индустрия претерпит наибольшие изменения в ближайшие 5-10 лет?

— Повторюсь, я думаю, что конвергенция ИТ, биотехнологий и нанотехнологий станет основным катализатором изменений. Смотрите сами: ИТ имеют дело с информацией, биотех — с молекулами. О чем мечтают все инженеры? О более дешевом способе производства устройств. Сегодня мы производим процессоры при помощи литографии, но она имеет пределы миниатюризации. Возможно, нам нужны молекулярные транзисторы. И, возможно, их предоставит индустрия биотехнологий.

В области биотехнологий регулярно появляются новые протеины и новые способы их изготовления, ведется работа над геномом, развиваются технологии массового производства. Я буду сильно удивлен, если граница между рынками не исчезнет, и компании, работающие в индустрии биотеха, и компании, работающие в ИТ, не начнут быть единым целым. Оба типа компаний производят множество исследований, которые лежат в основе производства. Я думаю, соответствующие слияния произойдут в 2015-2020 годах. И точно так же как компьютерная индустрия совершила нападение на смежные рынки вроде электронной почты, отобрав ее у телекомов, тем же способом со временем биотехнологическая отрасль завладеет производством электроники.

Будет наблюдаться и обратное движение. Множество фармацевтических технологий решают сегодня проблемы тела, пытаются излечить болезни. В будущем для этого могут применяться технологии, пришедшие из ИТ-индустрии. В то время как биотехнологические компании будут красть рынки ИТ-производителей, ИТ-компании могут, наоборот, двинуться в сторону биотехнологий, заняться превентивной медициной. Мы будем видеть взаимную миграцию двух отраслей. Да, это будет не самая здоровая конвергенция, мы получим много пересечений и усиление конкуренции на выходе.

Результатом слияния будет общий рост этих двух областей, в частности, в терминах рыночной капитализации. Например, капитализация интернет-компаний суммарно больше, нежели капитализация компьютерных компаний и телекомов по отдельности. Когда же мы получим слияние ИТ и биотехнологий, возможности объединенной индустрии будут развиваться настолько быстро, что и объем рынка для новых технологий, и его капитализация существенно увеличатся.

— Как повлияет описываемая вами конвергенция на другие отрасли — энергетику, производство материалов?

— Нанотехнологии станут основой, которая будет связывать био- и ИТ вместе. Так что мы увидим не двухстороннюю, а трехстороннюю конвергенцию. Материалы будущего, которые появятся на свет в течение ближайших 10-ти лет, будут по большому счету умными. Они будут содержать новые компоненты, произведенные в биотехнологических процессах, и содержащие разнообразные сенсорные технологии. Например, появятся строения, возведенные из оптоволокна, интегрированного в бетон — для того чтобы отслеживать состояние здания.

Мы уже наблюдаем появление умных материалов, и я думаю, что в будущем их появится еще больше. Возьмем, транспорт. Допустим, у вас транспортная компания, и на бортах фур можно рисовать логотипы. Давайте делать эти логотипы из умных материалов! Пусть это будет электронная бумага или полимерный экран, или еще что-то, представляющее собой видеостену и способное менять свое содержимое в зависимости от того, какая компания арендует грузовик сегодня. Вам не нужно будет ежедневно перекрашивать свой автопарк, все будет происходить в цифровом измерении.

Еще одна точка роста — это обмен информацией между умными материалами. Пока не знаю, как он будет происходить, но я уверен, что в нем заложен огромный потенциал роста и для телекоммуникаций, и для ИТ, и для биотехнологий. А вообще развитие материалов — это бесконечный цикл: чем более полезные материалы мы научимся получать, тем быстрее мы начнем изготавливать их следующее поколение. Так что технологическая революция в области создания новых материалов будет происходить с ускорением.

— Какие компании, по Вашему мнению, преуспеют в создании новых материалов и технологий?

— Возможно, сейчас я скажу нечто провокационное. Но компании, которые будут доминировать в описанном мною будущем — это команды из двух-трех человек, разговаривающих сегодня в пабе о том, что им сделать завтра. Существуют закономерности рыночного развития технологий. Одна из них заключается в том, что крупные компании, так называемые «голубые фишки» каждого нового поколения досконально знают только одно: как хорошо делать то, что они уже делают. Поэтому гиганты тяготеют к тому, чтобы сидеть в углу, сконцентрировавшись на том, что они могут делать, и на том, чтобы становиться все лучше и лучше в своей области. Настоящие же прорывы происходят в гаражах или пабах, когда пара парней обсуждает новую идею за выпивкой.

Мы видели много компаний, которые стремительно выросли с нуля на основе новых технологий, например, Skype. Я уверен, что и большинство новых компаний во всех отраслях будут в чем-то повторять путь Skype. Поскольку такие стартапы вырываются из тренда традиционного мышления, то они развиваются очень быстро и очень быстро становятся крупными. Ну а для того, чтобы стать большими, компаниям нужно просто отслеживать изменения в тех сферах, о которых мы с вами говорим. Старые «голубые фишки» будут заменяться новыми. Я думаю, что бизнес-империи будут приходить и уходить довольно регулярно, и период между закатом старой империи и восходом новой будет становиться все меньше и меньше. Разумеется, British Telecom это не касается.

Сергей Коляда / «Сотовик»

Похожие записи