Конец блогосферы рунета
| |

Конец блогосферы рунета

Конец блогосферы рунета

Блогосфера — это не просто много блогов. Это некий более или менее замкнутый и более или менее упорядоченный мир, в котором много блогов сосуществуют и взаимодействуют между собой. У блогосферы, как у всякой информационной, технической и — превыше всего — социальной системы, есть своя структура. В 2009 году русскоязычной блогосфере в рамках сложившейся в предшествующие годы структуры стало тесно. Структура стала разваливаться. Русской блогосфере, какой мы ее знали, пришел конец.

А ведь еще год назад мы провозглашали триумф блогосферы. Она стала полноправной частью общественной жизни, ею всерьез заинтересовались прежде сугубо офлайновые политики и правоохранительные органы, не говоря уж о СМИ. Эти тенденции и привели к тому концу, который мы теперь констатируем.

Речь, разумеется, идет не о том, что все теперь забросят блоги, что прекратятся «блогосрачи», что погибнет уже довольно богатая русская блогерская культура. Речь о том, что блогосфера переросла саму себя и перерождается, приобретает новые свойства.

Для начала — чего больше не будет. Из очевидного: не будет больше единого стержня блогосферы, каковым являлся топ «Яндекс.Блогов». В блогосфере едва ли будут происходить резкие количественные изменения, а вот постепенные качественные вполне вероятны — и уже имеют место. Разудалой блогерской вольницы тоже не будет: она существовала до тех пор, пока блогосфера была чем-то маргинальным. Теперь же, когда свой блог есть не только у президента Дмитрия Медведева, но даже и у спикера Госдумы Бориса Грызлова, блогосфера — это уже совсем серьезно.

«Яндекс» закрыл свой топ потому, что не хотел держать его в качестве медийной площадки, а блогеров топ интересовал именно в этом качестве. Поговаривают, что закрыли его по неформальной, но настоятельной просьбе «сверху» после того, как благодаря топу по интернету с лихорадочной быстротой распространились два слуха: о скорой отставке полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова и о том, что ОМОН тренировался разгонять пенсионеров. А еще были слухи о стуках в затопленных помещениях Саяно-Шушенской ГЭС, скандал вокруг Яммского дома престарелых и сомнения в теракте при крушении «Невского экспресса». Ну и конечно, дело Ирека Муртазина, начавшееся в 2008 году и завершившееся в 2009-м самым суровым на нынешний момент «блогерским» приговором (пост с сообщением о смерти президента Татарстана Минтимера Шаймиева, признанный клеветническим, сохранился в его ЖЖ в неизменном виде).

А теперь — что будет. По-видимому, будет интересная в своем роде конкуренция размножившихся топов. Фаворитами пока выглядят топ Студии Артемия Лебедева, топ WhoYOUgle и топ «Слона». Первые два претендуют на всеохватность (как почивший топ «Яндекса»). Третий индексирует только предварительно отобранные и рассортированные по тематическим рубрикам блоги, так что в нем вряд ли повторится история с Яммом, когда на вершину взлетел пост блогера, ранее известного лишь сравнительно узкому кругу.

Еще, скорее всего, вот что будет. В блогосфере (и в первую очередь — в ЖЖ) прибавится респектабельности. Когда Дмитрий Медведев завел ЖЖ, это расценили как «сигнал». Дескать, давайте хотя бы поиграем в публичную политику, а то совсем уж тоскливо. И хотя слышатся сетования, что «сигнал не прошел», политики и чиновники все-таки понемногу потянулись в блогосферу. В блогерах нынче ходят один президент, два спикера, с десяток губернаторов (в основном, правда, блоги за них ведут пиарщики), изрядное количество депутатов разных уровней и даже один глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Так что тренд, извините за выражение, обозначился.

Это и будет постепенное качественное изменение блогосферы, ее перерождение в нечто не то чтобы более респектабельное, но с большим представительством людей, склонных вставлять в юзернеймы инициалы имени-отчества. Число блогеров среди чиновников, политиков и бизнесменов будет постепенно расти — если не за счет прихода в ЖЖ и на другие сервисы уже состоявшихся в этих сферах людей, то за счет того, что новые люди, добивающиеся значительных карьерных успехов, с большей вероятностью будут более или менее активными блогерами.

«Большие люди» уже сейчас медленно, но верно осваивают wordpress, онлайновые социальные сервисы — если не блогосферу, то новомодные Twitter и Facebook. Каждый из этих сервисов в 2009 году «отъел» свою долю аудитории у традиционно популярных блог-сервисов Рунета, и подобная диверсификация, по-видимому, будет продолжаться.

Коммерциализация и монетизация блогов, про которые было столько споров в этом году, будет. Если не самый жизнеспособный, то самый симпатичный способ предложил Артемий Лебедев aka tema: с обязательным уведомлением читателей, что-де «пост проплачен».

Самое интересное — как будут строиться отношения блогеров со СМИ. Вроде бы образ будущего в этой сфере нам явил в 2009 году Рустем Адагамов aka drugoi. Сначала был скандал с его приглашением на Саяно-Шушенскую ГЭС, которое чрезвычайно возмутило информагентство «Интерфакс». Потом он по приглашению весьма прогрессивной главы пресс-службы президента Натальи Тимаковой стал журналистом кремлевского пула. И хоть Адагамова упрекали, что, будучи обласкан «наверху», он стал гораздо менее критичен и к властям, и к компании «РусГидро», забрезжил какой-то далекий лучик надежды на признание гражданской журналистики на самом высоком уровне и ее немедленный бурный расцвет.

Однако, граждане, спокойно. Может быть, когда-нибудь у нас появятся блогеры, которые будут всюду поспевать быстрее «обычных» журналистов и давать более полную и более точную информацию — не от случая к случаю, а регулярно. Может быть, когда-нибудь будут такие блогеры, которые станут делиться со своими читателями сведениями от анонимных источников в кремлевской администрации. Может быть, когда-нибудь подавляющее большинство экспертов в самых разных областях будут предпочитать вести ЖЖ, а не платные блоги или колонки в специализированных изданиях. Может быть, когда-нибудь приглашение блогера в Кремль для освещения протокольного мероприятия с участием главы государства станет не разовым эффектным жестом, а рутинной практикой. Но вряд ли это случится в 2010 году.

Пока же встреча с блогерами превратилась в такой особый жанр, довольно эффективный с точки зрения пиара, но не сказать что захватывающе интересный.

И наконец — про взаимоотношения блогосферы с правоохранительными органами. Все главное в этой сфере случилось, опять-таки, раньше — речь прежде всего о делах Саввы Терентьева aka terentyev и Дмитрия Ширинкина aka tetraox. Эти скверные истории послужили примером: разнообразные «государевы люди» отказываются признавать специфику манеры общения в интернете и склонны и тут, как везде, «хватать, держать и не пущать». Что самое занятное, любителей погрозить прокуратурой и позвать мундиры голубые в блогосферу хватает и среди самих блогеров. Как будто в остальной жизни голубых мало.

Отдельные такие любители взялись писать заявления в прокуратуру на Артемия Лебедева, требуя покарать его за то, что он в своем (пуб)личном блоге матерится. Один быстро слился, раструбив, что у Лебедева какая-то очень высокопоставленная и влиятельная «крыша»: «Иначе как объяснить факт, что Тема получает заказы от государственных и полугосударственных структур, при этом понося и стебая власть, традиции и духовность нации?»

Над всеми этими «антихамскими» инициативами можно, конечно, много смеяться. Но воздух блогосферы они уже подпортили изрядно и продолжают портить. Впрочем, они-то думают, что воздух портит мат. Это часть того же спора между старой (грубой, отвязной и циничной) и новой блогосферой. И общая динамика — в пользу «антихамов». Может быть, только пока.

Кому-то, наверное, по душе «антихамская» блогосфера без матерщины, но с именами-отчествами, с защитой морали и нравственности и со всеми остальными пирогами. Мне — нет, потому что такая блогосфера будет скучной. Этого за ней до сих пор не водилось. Именно поэтому мы и провозглашаем 2009-й годом конца блогосферы. Надеемся, что мы поспешили.

Лента.Ру / Анна Вражина

Похожие записи